на главную | моя чайка | публикации | мисс химки | анекдоты | выборы | биография |
ЖЕРТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ |
|
В нашей стране политические
репрессии проехались не только по
людям. Досталось и машинам.
Причем отнюдь не при Сталине.
"Отец всех народов" тоже
автомобилями интересовался, но вот
до репрессий дело не дошло. Правда,
до войны не понравилось ему
количество дверей машины
"КИМ-10" - и директора
завода-изготовителя посадили. Да
при создании "Победы" вождь
решил,
что должно быть в ее моторе не
шесть, а только четыре цилиндра;
почему - не уточнил, да
конструкторы особо и не спрашивали:
не расстреляли - и то спасибо.
Хрущев излишества в
архитектуре искоренял, а машины не
трогал; Леонид Ильич в основном за
мир во всем мире
боролся; Андропов только на
дисциплину упор успел сделать;
Черненко вообще все было "по
барабану". Короче, руки до машин
дошли только у Михаила Сергеича. Но
- все по порядку.
В Советском Союзе номенклатура
делилась на высшую, среднюю и
мелкую. И "каждый сверчок
имел свой шесток" - с
соответствующим жильем, дачей,
распределителем и служебной
машиной. К
середине 60-х годов высшая
"знать" ездила на
"ЗИЛе-114", мелочь
довольствовалось "Волгой". А
средненькую обслуживала "Чайка".
красавица ГАЗ-14 |
О "Чайке"
следует поговорить особо.
Внешность "ГАЗа-13" была
скопирована с американского
автомобиля
"Паккард-Каррибиен" 1955
года. Эта машина стала символом
эпохи, символом свободы и оттепели.
Но все меняется. Изменилась и
автомобильная мода. К началу 70-х
годов детройтское "барокко", с
его вычурными формами, плавными,
округлыми линиями и килограммами
хрома отошло в
прошлое. Ему на смену пришли острые
углы и прямые линии. "ГАЗ-13"
стал смотреться довольно
архаично. И правительство вкупе с
политбюро ЦК КПСС дали команду на
создание новой модели.
Здесь надо сделать небольшую
оговорку. Горьковский автозавод
всегда придерживался
американского стиля разработки
машин, при котором основное
внимание уделяется внешнему
виду изделия и комфорту пассажиров,
но не техническим изыскам. Кроме
того, машины
проектировались по модульному
принципу, и удачный узел, - например,
коробка скоростей -
перемещался с одной модели на
другую.
С моделью "ГАЗ-13" дело так и
обстояло. Хотя корпус выглядел
архаично, большинство
конструктивных решений вполне
соответствовало своему времени.
Поэтому первоначально
решили ограничиться только
изменением кузова - благо рамная
конструкция это позволяла.
Однако, согласно техническому
заданию, следовало изменить
посадку водителя и пассажиров.
Поэтому существующая высота капота
оказалось слишком большой, а
колесная база - слишком
маленькой. После бесплодных
попыток "вписать" новый кузов
в параметры старой рамы стало
понятно: машину надо делать
практически заново.
Проектировщики начали разработку
нового образца. Изменилась
колесная база, по-другому были
скомпонованы двигательная
установка и трансмиссия. В
частности, двигатель пришлось
опустить
значительно ниже, изменилось
размещение коробки скоростей, были
выбраны другие точки
крепления кузова к раме.
В экспериментальном цехе были
изготовлены опытные образцы,
которые отправили на испытания.
Это были не полигонные пробы.
Машины пошли в длительный пробег по
дорогам Крыма и
Кавказа. Такой подход был вполне
оправдан: наиболее важные узлы -
рулевой механизм, тормоза,
двигатель, подвеска - отличались от
аналогичных узлов модели
"ГАЗ-13" несущественно.
Результат несколько расстроил
разработчиков: ходовые качества
автомобиля не достигали
требуемых техзаданием.
Прошел год. Сотрудники
конструкторско-экспериментального
отдела ГАЗа трудились не покладая
рук. Одновременно с доработкой
ходовой части дизайнеры
разрабатывали салон и элементы
отделки.
Новый испытательный пробег был
более удачным. Заказчик остался
доволен. Теперь необходимо
было поработать над обеспечением
комфорта пассажиров. Машина ведь
предназначалась
исключительно для обеспечения их
сановного удобства. Инженеры
разработали специальный тип
звукоизоляции - шум снаружи
практически не проникал в салон.
Поработали и над плавностью
хода. Благодаря удачному сочетанию
широких высокопрофильных шин,
мягкой подвески,
специально разработанных
амортизаторов и длинной базы
автомобиль "ГАЗ-14"
(так он был
назван) буквально плыл над дорогой.
Только при большой скорости
появлялась еле заметная
раскачка, с которой так и не удалось
справиться. Салон отапливался
тремя обогревателями,
имеющими раздельное управление.
Следует отметить специальную,
"беспороговую" конструкцию
дверей - благодаря ней увеличивался
дверной проем и, соответственно,
удобство посадки в
автомобиль.
"ГАЗ-14"
был первой моделью завода, обильно
нашпигованной различными
электроприводами и
электроникой.
Электростеклоподъемники,
индивидуальная автоматическая
система вентиляции и
отопления, электромеханический
привод заслонок воздухозаборников,
электронное зажигание -
вот неполный перечень таких
новшеств. В общем, что касается
комфорта, машина содержала
массу нововведений.
А как обстояло дело с остальными
узлами? Как ни странно, здесь не
никаких революционных
решений не просматривалось.
Большинство агрегатов было
позаимствовано от предшественника,
разве что мотор подвергся
незначительным
усовершенствованиям. Новыми были
только
бесшкворневая подвеска передних
колес и передние дисковые тормоза.
Да еще впервые
применили струйную систему очистки
фар. В целом новая "Чайка"
была получена путем удачного
сочетания хорошо известных узлов.
Это моя
красавица возле моего дома
|
Впрочем, для
своего времени она имела
замечательные характеристики.
Обладая мотором "V8"
объемом 5 литров и мощностью 220
лошадиных сил, "Чайка" могла
разгоняться до 100 км/ч всего
за 15 секунд. И это - при массе в 2,5
тонны! Максимальная скорость
составляла 175 км/ч, расход
топлива - 16 литров на 100 км.
В октябре 1977 года была
изготовлена первая промышленная
партия. Этим занимался ПАМС -
отдел ГАЗа по производству малых
серий. За год выпускалось порядка
сотни машин, в основном -
классические представительские
седаны. Все машины красили в черный
цвет - за исключения
одной, самой первой, подаренной
Брежневу, которая была вишневого
цвета. Фактически "ГАЗ-14"
был "младшим братом"
правительственного "ЗИЛа". В
связи с этим варианты выпускаемых
машин
во многом совпадали. Так, в парадах
на Красной площади участвовали
"ЗИЛы" с кузовом
"кабриолет". А для парадов в
округах изготавливались "ГАЗы-14" -
кабриолеты.
Парадная "Чайка" |
Их, как и "старших братьев",
красили в серый цвет. Изготовлялись
и бронированные экземпляры "Чайки".
Так все и шло, пока в 1988 году не
началась борьба с привилегиями. То
есть с самими-то
привилегиями бороться Горбачев не
собирался - не рубить же сук, на
котором сидишь! - а вот
провести шумную кампанию надо было.
Опыт борьбы с пьянством уже имелся;
методы были
выбраны аналогичные. Сначала
запретили использование этой
машины - заменили "Волгой"
"ГАЗ-
3102". Но этого показалось мало, и "Чайку" сняли
с производства. И не просто сняли.
Была
уничтожена вся технологическая
оснастка, рабочая документация,
сборочные линии, кузовные
штампы и так далее. За всю историю
автомобилестроения это был
единственный случай такого
рода! Отличились, что называется:
В 1996 году руководство завода решило
возобновить производство "Чайки".
Увы... Уничтожать у
нас научились на совесть - не
осталось практически ничего.
Разработка заново была
экономически
нецелесообразна. Возрождение так и
не состоялось. А жаль.
ТОЛЬКО ДЛЯ
ФАНАТОВ!
Предлагаю обьединяться, знакомиться, общаться любителям и владельцам "Чаек", причем как ГАЗ-13 так и ГАЗ-14.
Пишите! Отвечу на каждое письмо!