ГАГРА - 2003

Отчет о полной приключений поездке в АБХАЗИЮ август 2003г.

Решение сьездить в Абхазию пришло совершенно из ниоткуда и абсолютно случайно...

Ялта после прошлогоднего ее посещения отпала наверное навсегда, в Туапсе я был пару лет назад - так себе... На Азове - в Щелкино (поселок Мысовое около Казантипской АЭС) я был только в мае (см. ОТЧЕТ)....  В Одессу к брату?... Можно было бы конечно, но хотелось чегонибудь необычного... При взгляде на карту Черного моря взгляд упал на знакомые с детства названия - Сухуми, Гагра, Пицунда....  Может туда?

Отговаривали все - от родителей до друзей, версии выдвигали самые разнообразные, строились даже предположения о сумме выкупа, который обязательно потребуют дикие абхазы за наше возвращение... Но мое упрямство взяло свое и я начал потихоньку готовиться к предстоящей поездке, купив новый неплохой "Атлас автомобильных дорог" и облазив половину интернета в поисках немногочисленных сайтов, посвященных Абхазии ( спасибо http://abhazia.com      и   http://gagra.narod.ru ).   Из трех железных коней, бывших в моем распоряжении сама судьба выбрала мне белую "Волгу" 3110 с 406 движком 2000 года выпуска, подложив мне, как выяснилось потом, довольно большую свинью... Моя верная "Нюся" ("Ниссан-Максима" 1992 года), так замечательно накрутившая в мае в поездке в Щелкино (см.) 5000 км., пострадала от сына гор, директора Дома Охотника, что на Водном Стадионе и теперь находилась в ремонте у его механика... "Джип Чероки Спорт", незадолго до этого купленный супруге тоже отпадал - сильно неудобные кресла убили бы меня за суточную (как я наивно полагал) поездку.... Итак - "Волга". Приготовления не заняли много времени - была установлена магнитола, был замучен насмерть, но так и не был сделан гудок, отремонтировано сцепление, тормоза, закуплено масло в вечно протекающий и гудящий гидроусилитель...  О-о-о....  Кто бы знал что предстоит дальше....

Сюрпризы начались еще до выезда... Супруга , находящаяся у родителей в Старой Руссе, должна была прибыть в Москву в понедельник утром, 18 августа и 19 в 4 утра мы должны были тронуться... Однако случился облом, о котором я узнал уже 18 днем, Оля не смогла взять билет и наша поездка автоматически перенеслась на 20 августа, среду...

"Волга" закозлила еще на МКАДе... Приказала долго жить магнитола, на безрезультатный ремонт которой я потратил минут 30-40... Починилась она неожиданно сама, едва мы свернули на М4.... Километрах в 50 от Москвы закозлил двигатель - загорелась лампочка самодиагностики инжектора, затроил мотор... Но както  пока неясно, то не работая, то подавая надежду на выздоровление он заманивал нас подальше от Москвы... Гдето в Тульской области он расстроился окончательно и бесповоротно, заставив искать автомагазин или автосервис - я думал ограничиться заменой свечей. Свечи были куплены в ближайшем магазине, но вот подходящего свечного ключа не было нигде вплоть до самого Ельца... На всем этом пути скорость не превышала 70-80 км. в час а расход бензина зашкаливал за 20 литров на сотню...  Наконец около Ельца я встретил чудный автосервис с хозяином-опоссумом с золотой цепью с мизинец и со старым мерседесом 123 кузов... Он вошел в положение брата-опоссума и у него в сервисе я наконец то починился - мотор заработал как надо...... На такой радости я принялся зажигать - 160-180 только в путь и тут.....   У-УУУУУУ-ууууууу..... Загудел задний мост... или коробка... что не важно.. просто п...дец какой то.... Принимаю отважное решение - продолжить путь - погромче магнитолу, скорректирована скорость  (в районе 110-120 гудело не так уж сильно).... Вроде ничего не отваливается - и - снова вперед....

Воронеж

Здесь было запланировано навестить могилу Юры Хоя, лидера группы "Сектор Газа", фанатичным поклонником творчества которого я являюсь... Поездка была не первой (смотрите ссылку), вынашивалась уже в течении года и не должна быть отменена ни при каких обстоятельствах... М4 как раз проходит мимо знакомой уже заправки ТНК и стены воронежского кладбища "на баках". Свернув в город мы направились на местный рынок за цветами, водой, водкой и проч... Около рынка "Волга" выкинула очередной казус - развалился замок водительской двери. Матеря детище ГАЗа я тем не менее быстро справился с неудачей, полностью перебрав дверной замок и заменив лопнувшую пружинку. Затем отправились за цветами, попутно остановившись у знакомого с прошлой поездки автомата с газировкой - помните, как в советские времена по 3 копейки? Сейчас стаканчик газировки стоит 2 рубля но вкус вроде тотже... Вызвал сомнение метод мытья стаканчиков - обливание водой из резинового клистира... Сомнения тутже подтвердились - сразу за нами набежала стайка грязных цыган и облепила автомат, утоляя свою гадкую цыганскую жажду... Ненавижу цыган... Зараза какая.  Тьфу - короче...

Я на могиле лидера "Сектора Газа" Юрия Хоя лето 2003 года.....

Вечная память великому музыканту и человеку..... ЖМИ!!!!!

Далее все вроде без происшествий - положили цветы на могилу, вспомнили Юру, поснимали немного - и дальше в путь, в Абхазию, к солнцу... Хотя и тут, в Воронеже уже начало припекать после Москвы - реально... Гдето в районе Богучара остановились, пообедали в неплохом придорожном кафе - мимо места этого проехать трудно - кафешек 15 в ряд и куча дальнобойщиков..
то самое кафе

Суп хороший около 30 рублей да ребра жареные помоему около 40...  Вкусно довольно таки.. недоезжая до Ростова-на-Дону завалились поспать около придорожных кафе (единственное спасибо "Волге" - большая, сволочь..). Но утром, еще затемно были разбужены двумя уродами, бродившими около стоящих машин и собиравших по 50 рэ за стоянку... Огромное желание послать их на..., ту же мысль грел и топорик, заботливо купленный перед дорогой... Но - кругом темнота, мало ли их вокруг - а в машине жена и 1000 км. до Москвы...  Короче - отдал я им полтинник....

Масса ложных гаишных машин - такими методами борются тут с лихачами.
машина ловушка

Прошли Ростов, Краснодар обьехали по обьездной... Перед Краснодаром, в районе поворота на Тимашевск (знакомый поворот на Крым - смотрите ссылку на мое путешествие в Щелкино к Зайке) был единственный раз оштрафован инспектором ГАИ (отдал сто рублей). Останавливали впрочем за поездку еще раза 3, но спасала верная ксива спасателя МЧС. Примерно в районе Адыгейска еще раз остановились покушать, заодно щелкнулся около замечательного образчика советского автопрома...
дивный "Москвич"

Дальше - перевал - и - море!!!!!  Джубга..  Супруга все подбивала окунуться - сделали это только в Лазаревском. Этому предшествовало последнее и самое реальное козление "Волги" - на перевале в районе Вишневки она задергалась и наконец совсем перестала заводиться  Была с горя сьедена дыня - довольно вкусная...   Возможно только благодаря этому машина кое как все таки завелась и постреливая двумя работающими цилиндрами дочихала до сервиса в Лазаревском... Тут она приготовилась сделать реальную подлость - возле сервиса она вдруг поехала нормально - приглашая меня забыть мысли о хирургии и направиться дальше. Но - решение принято и я сворачиваю к воротам электрика. В ожидании пока он освободится я выключил двигатель - и - он больше не завелся. Не буду утомлять техническими подробностями - короче - аллилуйя тому электрику...  Он спас меня он недельного зависания в Лазаревском в ожидании блока управления инжектором, который пришлось бы заказывать из Москвы. Он все починил - я заплатил ему тысячу и с облегченным сердцем я тронулся дальше..  Ну - там уже проще...  Серпантин до Сочи, потом хорошая дорога до Адлера, там - совсем чуть чуть до границы через Псоу...

Граница

По всему Адлеру как ни странно ни одного указателя на Гагру , таможню или вообще на Абхазию. Двигался всегда по главной, вроде вывела правильно.. По правую руку остался рынок - прямо - граница.  Подьехал, встал в хвост довольно большой очереди - пошел к посту поводить жалом и узнать что да как...  Что да как было никак совсем, хорошо срабатывающие на всех прочих СНГовских границах уловки тут не срабатывали никак - никакое МЧС  - наши доблестные менты и таможня просто хотела денег.. Причем настолько нагло - погранец с автоматом кричал менту-" будет кто - вези, старший уехал..".. Кричал на всю очередь - обнаглел совсем. Был пересменок и ходили упорные слухи что сегодня не пройдем совсем - в час ночи граница закрывается до 6 утра, пройти смогут только блатные, которые шныряли по левому ряду, переговорив о чем-то с ментом на вьезде...  Мы тоже приблатнились немного - к нам подошла женщина - Мзия, предложила помощь в проезде границы - 1000 рублей с машины (с 2 человек) с условием что остановимся в Гагре по ее совету за 200 рублей с человека в сутки... Торговаться не получилось, а стоять сутки на границе - не хотелось никак. Был обещан огромный выбор жилья на любой вкус и помощь с обратным выездом. Я дал Мзии деньги и мы вывернули в блатной левый ряд. Мент было нас остановил - но Мзия махнула ему рукой - типа - они со мной и - "зеленый свет". Отметился в окошке, высадил пассажиров (они досматриваются отдельно), заехал на "яму". Заполнил декларацию ( чисто формально, таможенник даже махнул рукой на вопрос - вписывать ли мобильник и т.д.), поставил штампы в трех окошках. Машину осмотрели поверхностно - заглянули в багажник и спросили про оружие. На абхазской стороне в окошке зарегистрировал авто, показав техпаспорт и устно сказал фамилию. Показывать больше никто ничего не просил - и мы наконец вьехали в Абхазию.
стелла на вьезде в Гагру со стороны Сухума

Гагры - размещение.

Дорога на Гагры в общем хорошая, ехал под сотку. Пока ехали Мзия показывала санатории, рестораны Гагрипш, Три бочки и другие... Наконец свернули посмотреть первую обещанную нам комнату...          Хозяйка - Изольда - она же хозяйка небольшого, находящегося у нее перед домом, ларька и кафешки - показала нам неплохую комнату, правда Оле, не привыкшей к подобному, не понравился душ и туалет во дворе. Не согласившись мы поехали посмотреть еще один вариант - у Давида, начальника ГАИ. Хозяйка - девушка по имени Астанда - обьяснила, что с обещанной нас комнаты жильцы сьезжают в 2 часа ночи (было около 23 часов), посоветовала пока подождать, пообещав что комната точно понравится. Олю удовлетворила ванная комната, находившаяся внутри дома ( как мы в дальнейшем поняли - огромная редкость) и мы согласились, расплатившись с хозяйкой за неделю - по 200 с человека... Половина была тутже отдана Мзии - неплохой у тетки бизнес. Спросив - где тут можно нормально поужинать мы решили пока прогуляться. Машину оставили около дома и уже пока шли вниз от Астанды закрались первые сомнения - было далековато и с горки - значит назад далеко и в гору... Мне уже не понравилось, но пока вроде все както неясно....  Пока ехали от границы - сверкили молнии, и как только мы сели в кафе ливанул такой реальный ливень...  Нас чуть не смыло - я расстроился ужасно. Откуда ехали - туда и вернулись - подумал я..  К тому же обещанные домашние блинчики оказались с мизинец (не шутка!!!). Только только прекратился ливень - мы сквозь лужи поскакали обратно. За обратный путь созрело мужественное решение отказаться от комнаты у Астанды и вернуться к Изольде. Жаль конечно отданных посреднице денег - но -  без нее мы б стояли еще на границе, так что неизвестно, что еще хуже. Астанда без вопросов отдала деньги и мы перебазировались к Изольде, сразу от усталости без задних ног завалившись спать (ну - помылись там естественно и все такое). Утро преподнесло очередной ребус - Изольда, сказавшая вчера одну цену - по 100 с человека - сегодня придумала другую - по 150, мотивируя тем что комната большая и хорошая, трехместная - хотя кровать одна... Это было или хамство, или кавказская хитрость - не знаю. Комната действительно хорошая, кровать реально большая - но - первая договоренность была всетаки по 100. Я в общем решил оттуда сьехать, и заплатив за одну ночь 200 рублей мы уехали, решив найти квартиру сами. Была пятница, раннее утро - солнце - в общем все оказалось совсем неплохо. Мы сьездили на абсолютно пустой пляж у вьезда в Гагру возле причала. Народу - вообще никого, вода чистейшая, голубая и прозрачная. Супер!!! Затем мы немного побродили по центральной улице, поспрашивали жилье - на каждом доме табличка о сдающихся комнатах. Везде все было занято, мы заколебались искать и позавтракав в кафе решили сьездить в Сухум, посмотреть обезьяний питомник а может и остановиться там. По дороге на Сухум несколько постов ГАИ, нас не остановили ни на одном. Также мы присмотрели кафешку в лесу, неподалеку от выезда из Гагр, решив заехать туда на обратном пути (если не останемся в Сухуме). Остановились и искупались в Новом Афоне - народу почти никого, пустые пляжи... Дорога на Сухум преподнесла встречу с шальным БэТРом миротворцев и интересный мост через ущелье. Заметив около моста кучу мемориальных дощечек и фотографий я решил что это место, где постоянно автоаварии, но остановившись я прочитал надписи - "погиб при отражении танковой атаки" и все такое...

шальной БТР

мемориал....

Да - совсем забыл что тут не так давно война была - в Гагре об этом явно ничего не напоминает. В Сухуме же - совсем другое дело. Разрушенные дома и обстреленные стены в городе обычное дело - грустно.

гостиница в Сухуме

залез я на Сухумский пляж

Желания остаться там не возникло и заглянув в обезьяний питомник и посмотрев на предков атеистов мы отправились обратно. Да - я искупался там так, для галочки... На обратной дороге покушали в присмотренном кафе - очень хорошо, взяли харчо, форель, салаты, сыр сулугуни жареный (супер!!!!!!!), чачу (ооо, такая фигня оказалась - водка получше будет) и вечную абхазскую минеральную воду Аудхару (неплохая пока холодная, теплая - гадость на вкус редкостная). Подкупило то, что ни газа ни вроде электричества у них нет - готовят на огне. Покушали где то рублей на 250-300. Ну  - неплохо.

я и верная "Волга" у кафе

Оля                        ну и конечно я, любимый

Вернулись в Гагру - я сфотографировался по пути с гаишником - хорошие ребята оказались.

Около кафе, где завтракали утром нашли жилье - хозяйка Анаида и ее сын Зураб - отличные люди, местные армяне ( как выяснилось - армян сдесь полно) предложили нам хорошую комнату по 100 р. с человека - но и тут проявилась галимая кавказская хитрость - мотивируя наличием третьей кровати с нас при расчете взяли 250 рублей за сутки с 2 человека.

Машину мы оставили через дом во дворе у дочери Анаиды за 30 рублей в сутки, кинули вещи в дом и  - на море...  Ну - море это единственное что тут абсолютно супер!!!  Нет даже слов, чтобы это обьяснить!!!  Я был на Черном море в Одессе, в Ялте, в Туапсе, в Щелкино, в Керчи, в Лазаревском - нигде море даже рядом не стояло..  Не могу это обьяснить - но тут оно совершенно особое, необычно чистое, ласковое, голубое и манящее...

На следующий день совершенно напрасно пообедали в кафе "Кавказская кухня" на центральной улице... Шашлык мне сразу чем то не понравился, но где то глубоко на уровне подсознания.....   которое меня впрочем не обмануло. Вечером мне резко поплохело и всю ночь я ужасно мучался и не слезал с унитаза (извиняйте - но правда бывает и такая)...  С этого дня подобные симптомы сопровождали меня практически до конца отдыха...  С этого дня мы решили в основном питаться дома и заглянули в местные магазины... Цены на продукты примерно или чуть выше московских - я имею в виду молочное, колбасы и проч.. Мясо мы хотели купить на рынке, но в итоге купили в "Кулинарии" вполне нормальную свинину... В общем вывод такой - если хотите готовить сами - придется побегать и поискать продукты - Гагра оказалась не готова даже к этому минимальному наплыву отдыхающих, магазинов мало, ассортимент скудный, после 9 вечера на всю Гагру работает по моему 2 ночных магазина (я не имею ввиду кафешки и палатки).

Соседи по дому попались как на подбор - все москвичи - только пешие...  Комнату на втором этаже рядом с нами занимали две девушки и парнишка - компьютерщик - извиняюсь - не запомнил их имена. Еще три комнаты занимала компания, приехавшая на два дня позже нас - четыре парня с девушками... С ними мы довольно легко нашли общий язык, что заметно скрасило вечернее времяпровождение...

вся наша шайка

Оля и хозяева...

Также в Гагре впервые обкатали на море купленный в том году в Одессе дивный матрас - аналогов ему на местных пляжах я не видел.... Да и вообще с развлечениями на пляжах не густо - стоит одинокая резиновая горка, пару раз видел водный мотоцикл, но к нашему пляжу он не подьезжал...  Катают на банане - но лодка небольшая и не мощная, так что говорят, что удовольствие небольшое. Периодически к пляжу подплывают типы на моторках и предлагают посмотреть на дельфинов - за 100 руб. с человека...  Ну - говорят некоторым везет...  Мы сплавали, дельфинов не увидели, компенсировать это плаванием вокруг лодки в 500 метрах от берега не захотели и в итоге заплатили ему только половину...  Тип жутко расстроился, задвинул речь о нехороших москвичах и уплыл...  Мы затем видели его не раз на разных участках пляжа - то предлагает посмотреть дельфинов, то извиняется за их отсутствие...

Сьездили на своем авто на Рицу... Дорога и все сопутствующее понравилось гораздо больше самого озера Рица... Дорога через горы, ущелья и все такое - прямо вдоль дороги почти на всем пути течет с гор река Бзыбь...  Супер...  Влез в реку искупался - вода чистейшая и очень холодная, глубина не более метра, за 5 минут нахождения в ней пальцы на ногах одеревенели...  Да - по дороге на Рицу состоялась презанятнейшая встреча с местными гаишниками...  Короче - еду...  Откудато из-за кустов высовывается рука с радаром - сто-о-о-о-оп....  Выхожу, подхожу, протягиваю документы... Диалог примерно такой:" ... Откуда? Из Москвы?"  "Ну - да", - отвечаю...  "Ну и как?" "Да ничего.." - продолжаю я диспут.. Гаишник мне показывает радар... Там скорость 83 км.ч.. (Примечание: по дороге скоростных ограничений вроде нет.). "Штраф - 90 рублей" - говорят...  При этом грызут сорванный тут-же незрелый грецкий орех... "Это с чего вдруг?" - удивляюсь... Они молча еще раз протягивают мне радар... Я молча открываю бумажник... Один из них вдруг говорит - "Обиделся?.. Тогда штраф 50 рублей....". "Да ничего... Держите.."  - протягиваю ему полтинник...  "Счастливого отдыха" - улыбнулся тот, протягивая мне горсть орехов - "На - погрызи...."....  Орехи я взял и еще долго ехал в раздумьях о загадочной кавказской душе...  На обратном пути остановились покушать в кафе у дороги... Ну - обычный абхазский набор - шашлык, хлеб, сулугуни, огурцы-помидоры, жене вино, мне чай и вечная "Аудхара" (если  не перепутал название.. это минералка...)   За соседним столиком сидели те же гаишники... Еще раз осведомившись как нам отдыхается, они с интересом смотрели как я пью чай... У них на столе стояло и пиво, и чача, и вино и все такое... Кричат - " Э, гости из Москвы - угощайтесь - и наливают мне чачу... Я говорю что типа ехать и все такое... Пожилой майор говорит - "Чего глупость говориш? Кто остановит - скажешь - с Давидом выпил.... Все нормально будет..."  Молодцы ребята... Ну пили за дружбу, за независимость, за Родину, опять за независимость, за Россию ну и забыл еще за что... За много чего  пили...

Да  -  забыл еще рассказать об одном образчике кавказской хитрости.... По дороге с Рицы остановились у голубого озера - ну сфотографироваться там и посмотреть...  Смотреть особо вроде не на что, но так...  И  - прямо на озере бабка лет 70 продает вино... Докопалась - жуть, ну, купили у нее полтора литра...  Начала упрашивать - купите у меня сок гранатовый, недорого... Попробовал я его... Не пойму - как сразу не понял... Может потому что после вина...  Но сразу он мне говном показался... Ну а бабка не отстает - говорит что стара она внучат обманывать, что такого сока бочка дома и божится и клянется богоматерью, внуками и детьми, что лучшего гранатового сока нам не найти.. Уже и неудобно стало не купить.. Купили...  Дома попробовали - кислятина виноградная....  Обманула сволочь старая....  А клялась... Не верьте короче никому там - все на нас только нажиться мечтают...

река Бзыбь

около "Голубого Озера"

Бензин

Начитавшись об отвратительном качестве местного бензина решил остановиться на этом поподробнее. Заправок в Гагре и Сухуме немного, заправлялся два раза по 10 литров в почти пустой бак - вроде никаких отрицательных симптомов. Гораздо больше "Газонов" и "Зилов" с цистернами вдоль дорог - любой бензин, 76, 92, раз  даже видел 95. Заправился я в одном таком бензовозе - чисто из спортивного интереса - все в порядке... Заправщик нацедил 20 литров в канистру, перелил через воронку мне в бак да еще счастливого пути пожелал. По его словам бензин возят баржами из Турции в Сухуми, а там уже по всей Абхазии такими вот бензовозами. Так что особо рекомендовать не стану - но на крайний случай очень даже пойдет.

Связь.

МТС вроде ловит по всей Гагре, проблем нет. Что же касается Би-Лайна, то собственно Би-Лайн ловился чуть-чуть на границе у Псоу, а затем в самой Гагре вдоль набережной в некоторых местах, хотя связь отвратительная. СМС улетают, поговорить же удавалось редко - связь постоянно обрывается. Ловится мегафоновский помоему роуминг - GEO 67, 28267, на него звонить и СМС-сить получалось прям из постели в доме, но что там по тарифам на этот роуминг - пока не знаю... В Сухуме у меня не ловилось ничего, даже обещанные турецкие операторы злобно молчали...

Ну - что дальше? Вроде особо рассказывать нечего больше....  Отдыхали и загорали до упора - погода и море супер...   В субботу ближе к обеду тронулись назад... Очередь на границе за полтора часа продвинулась гдето на треть... В итоге я предложил погранцу  абхазскому 500 рублей и по "блатному" коридору, по которому и так впрочем двигалось больше машин чем по обычному мы вьехали наконец на российскую территорию... Осмотр вопреки ожиданиям на обратном пути был едва ли не меньшим чем на пути туда - даже не заглянули в багажник... Помоему вся работа российской границы сводится к собиранию 50 рублей за проезд через лужу с водой гордо обозванную "дезинфекционной ванной". На границе висит табличка об отсутствии сборов за проезд через границу, так вот придумали... Дезинфекция, мать их....  На абхазской границе даже документы не смотрели...

вьезд из Абхазии

пешеходный переход

наши, российские дезинфекторы...

все, проехали...

Назад доехали нормально, машина, выкинув все фокусы, имевшиеся в ее распоряжении, на пути туда, на обратную дорогу не оставила ничего и лишь замученно выла убитым мостом... Переночевали на заправке неподалеку от Ростова и в воскресенье в шесть вечера были в Москве... Москва встретила дождиком и сыростью, так, впрочем как и после всех других южных вояжей.

Каков итог? Ну.....  Ожидалось конечно большего - но не пожалел ни разу....  Все супер, только ехать надо большой компанией, жить обязательно в частном секторе и питаться , вернее готовить самим... Но в следующий раз я наверное туда не поеду....

Фотоальбом Абхазия 2003 год... ЖМИ!!!!