|
Начало
строительства
Первый эшелон со строителями
прибыл на станцию Плесецкая в марте
1957 года и в апреле начались
расчистка участка и земляные
работы на строительной площадке
будущей стартовой позиции, сейчас
это пусковая установка №1.
Строителям пришлось вести работы в
тяжелых условиях. Из-за жестких
сроков строительство основных
сооружений началось до прокладки
автомобильных дорог с твердым
покрытием. По раскисшим после
таяния снегов проселочным дорогам,
через низинки, превратившиеся
весной в топкие болота, буквально
на своих руках строители
доставляли тяжелую технику к месту
работ.
Одновременно с закладкой объектов
стартовой позиции началось
создание производственной базы —
бетонных заводов, растворных узлов,
механизированных складов для песка
и щебня. Поднимались
корпуса ремонтных мастерских и
бытовых помещений, строилось жилье.
Глухая северная тайга. Поблизости
от стройки только маленькие
поселки лесозаготовителей и
деревушки вдоль старинного
Петровского тракта, которые даже
временно не могли обеспечить всех
людей жильем, удовлетворить их
элементарные жизненные
потребности.
Сам Плесецк представлял собой в ту
пору поселок на 56 дворов при
железнодорожной станции с
небольшим ремонтно-механическим
производством и лесопилкой, а также
канифольный завод на
берегу лесного озера Плесцы.
Все нужно было строить заново:
дороги, жилье, коммунальное
хозяйство, культурно-бытовые
объекты и
т.п. Первое время четырем с
половиной тысячам строителей
приходилось жить в палатках и
землянках,
да в пяти железнодорожных вагонах
(дополнительные вагоны разместить
было негде).
Лётные испытания ракеты Р-7 на Южном
полигоне (ныне космодром
"Байконур") начались с неудач -
первые пуски этой ракеты
заканчивались авариями. Это
сказалось на ходе строительства
первой
пусковой установки объекта
"Ангара". Весной 1958 года на ней
еще предстояло выполнить большой
объем земляных работ. Весенний
паводок на таежной реке Емца, на
берегу которой шло строительство,
принес новые испытания для
строителей. Вода заливала котлован,
размывала дороги, затапливала
технику. Побороть стихию могли лишь
те, кто привык к суровым испытаниям.
Строительство объекта
"Ангара" вело 57-е Управление
инженерных работ, которое было
сформировано
в годы Великой отечественной войны
на Северном Кавказе, 15 августа 1943
год. Создание этого
управления диктовалось
необходимостью обеспечения
наступательных операций войск
Закавказского
фронта. Именно в этот период УИРу
поручено заниматься
строительством и реконструкцией
командного пункта штаба фронта.
Многие бойцы и командиры за
выполнение поставленной задачи
были награждены орденами и
медалями.
В годы войны военные строители под
огнем врага восстанавливали
разрушенные мосты и дороги,
возводили различные
фортификационные сооружения.
Теперь, в 1957 году им пришлось начать
решать
ответственную задачу по
строительству в глухой северной
тайге стратегического объекта.
Вот строки из воспоминаний
командира бригады полковника
Колбасина, который одним из первых
прибыл на строительство
космодрома:
"Первый эшелон с людьми и
техникой прибыл к месту работы в
морозную ночь. Место для
строительства было выбрано в лесу.
Приступили к сооружению
палаточного городка. День
начинался
с откапывания имущества, техники,
очистки дорог, которые ночью
засыпались снегом. Пищу
готовили в походных кухнях.
Акклиматизацию в палатках прошли
все военные строители.
Жизнь постепенно входила в свою
колею: Электрифицировали поселок,
обрел дар речи радиоузел, связав
первый жилой городок строителей с
миром. И работа пошла веселей. Все
подразделения трудились на
совесть. С приходом весны появились
новые трудности. Дороги размыло,
вокруг поселка забурлили
реки, разлилось половодье.
Строительные материалы и
оборудование приходилось возить
тракторами.
Но темп работы возрастал с каждым
днем."
В числе первых на строительство
полигона прибыли части, которыми
командовали полковники Майдан
Н.С. и Цыргвава А.Ф. Из небольшого по
численности управления, Управление
инженерных работ
превратилось в крупное соединение
с высококвалифицированными
офицерами и инженерно-
техническими кадрами. К началу
строительства Управление в своем
составе насчитывало 14 управлений
начальника работ, 40
военно-строительных отряда, 6
автомобильных и 6 дорожных
батальонов, три
монтажные части и несколько частей
обеспечения. Офицеры,
возглавлявшие строительные
организации,
имели фронтовой опыт и опыт работы
с людьми.
Управление инженерных работ в
начале строительства возглавлял
инженер-полковник Н.И.Былеев, а с
января 1958 года — инженер-полковник
Н.С.Степанченко. Главным инженером
работ был назначен
инженер-полковник В.И.Смирнов.
Проектирование стартовых и
технических комплексов вел
Центральный проектный институт
Минобороны, главный инженер
проекта инженер-полковник
А.А.Ниточкин.
15 мая 1958 года состоялся успешный
запуск третьего спутника Земли и
произошло ускорение
строительных работ на объекте
"Ангара", которые стали идти
широким фронтом. В июне на
строительстве уже было занято 11480
человек. Продолжалось развитие
мощной строительной базы,
начались заливка бетона и монтаж
металлоконструкций на первой
пусковой установке и земляные
работы на второй. В этом же году
была построена первая в Плесецком
районе автомобильная дорога с
бетонным покрытием. Она соединила
первую пусковую установку со
строительной базой.
Весной 1959 года на первой пусковой
установке начался монтаж
технологического оборудования и
специальных технических систем.
Впервые он велся по совмещенному
графику, одновременно со
строительством помещений. Это
позволило выиграть время и осенью
приступить к комплексным
испытаниям, которые завершились 12
декабря 1959 года. Первая пусковая
установка объекта "Ангара"
была готова к проведению пусков
ракет.
В начало
Формирование
Одновременно со строительством
"Ангары" шло формирование и
обучение подразделений ракетного
соединения, командиром которого 10
июля 1957 года был назначен
офицер-фронтовик, гвардии
полковник Михаил Григорьевич
Григорьев (в последствии он стал
первым заместителем Главкома
Ракетных войск стратегического
назначения). Через пять дней
началось официальное формирование
ракетного соединения, после того,
как 15 июля 1957 года гвардии
полковник М.Григорьев подписал
приказ №1 о вступлении в должность.
Этот день в последствии стал днем
рождения ракетного
соединения — ракетно-космического
полигона — космодрома
"Плесецк".
В конце августа 1957 года образуются
две организационные группы. Первая
группа во главе с
командиром формируемого
соединения полковником
М.Григорьевым вели рекогносцировку
местности,
выбирая места для размещения
технических и стартовых позиций,
жилых городков, зданий и
сооружений ракетных комплексов (к
моменту начала строительства было
выбрано только место
расположения пусковой установки
№1).
Второй группе, которую возглавил
заместитель командира соединения
по специальному вооружению
полковник Б.Г.Ханин, было поручено
формирование и обучение ракетных
полков. Эта группа
базировалась на Южном полигоне и
перед ней стояла задача создать
необходимую базу для
предстоящего формирования и
обучения ракетных частей, найти
наиболее приемлемые формы и методы
изучения ракетной техники,
способов его эксплуатации в
условиях Севера, разработать
организационно-
штатную структуру формируемых
боевых частей.
Сформированные из состава группы
Ханина первые нештатные
подразделения (группы комплексных
испытаний, стартовая и
радиоуправления) с 11 сентября 1957
года приступили к плановым
занятиям по
изучению новой техники. Эти занятия
шли параллельно с испытаниями
ракеты Р-7, подготовкой и
проведением запусков первых
искусственных спутников Земли.
Лучшие, наиболее подготовленные
офицеры, сержанты и солдаты группы
Б.Ханина принимали
непосредственное участие в
подготовке и
проведении пусков в основном
составе боевого расчета Южного
полигона. В их числе были инженеры-
лейтенанты В.Ф.Бузенко и
А.Н.Алентьев, которые через десять
лет приняли участие в освоении
ракетно-космической техники на
Севере, на космодроме
"Плесецк".
Основу испытательных частей
космодрома составили боевые боевые
стартовые станции (так в то время
назывались ракетные полки),
сформированные в конце пятидесятых
— начале шестидесятых годов для
объекта "Ангара". Основным
местом их формирования и обучения
боевых расчетов шло на Южном
полигоне. Для их укомплектования
прибывали солдаты, сержанты и
офицеры из 14 военных округов.
Большинство прибывающих офицеров
были выпускниками военно-воздушных
и военно-морских
учебных заведений. Правительством
СССР было принято специальное
постановление о досрочном
призыве на военную службу из
Москвы, Ленинграда и Харькова
шестисот военнообязанных
призывного
возраста, которые имели отсрочку от
призыва как специалисты,
работающие на оборонных
предприятиях.
Одновременно с обучением на Южном
полигоне велась подготовка
офицеров ведущих ракетных
специальностей в
научно-исследовательских
институтах, конструкторских бюро и
на заводах-
изготовителях ракетной техники.
Это позволило им в дальнейшем стать
специалистами высокого
класса.
Первыми для объекта "Ангара"
были сформированы три ракетных
полка (боевые стартовые станции —
БСС), вооруженных ракетами Р-7. Из
них 42-й БСС выпала честь быть трижды
первой: первой
заступить на боевое дежурство,
первой провести учебно-боевой пуск
на вновь образованном
испытательном полигоне и первой
запустить спутник с космодрома
"Плесецк".
Командиром первого ракетного полка
(42-й боевой стартовой станции),
вооруженного
межконтинентальными
баллистическими ракетами Р-7, 19 мая
1958 года был назначен гвардии
полковник Георгий Константинович
Михеев, до этого исполнявшего
обязанности начальника штаба
формируемого соединения.
Начальником штаба был назначен
подполковник М.Д.Дудин. Командирами
подразделений были назначены
опытные офицеры, бывалые ракетчики,
получившие знания в группе
Б.Ханина: майоры А.А.Пивкорец,
В.А.Лебедев, Г.Л.Анисенко.
Формирование и обучение 42-й БСС
началось на Южном полигоне 19 июля
1958 года.
В сентябре 1958 года в селе Медведь
Новгородской области началось
формирование 48-й БСС, которая
должна была принять стартовый
комплекс с пусковой установкой №2
(площадка 16). Командиром БСС
назначен полковник Н.И.Тарасов,
начальником штаба — подполковник
В.М.Запарованный. В ходе
формирования офицеры
подразделений направлялись для
изучения техники на Южный полигон,
институты, конструкторские бюро и
заводы.
В течении года на Южном полигоне
года были сформированы и обучены
боевые расчеты 42-й БСС и
трех пунктов радиоуправления и в
июле 1959 года по результатам
зачетного комплексного занятия они
были допущены к проведению
учебно-боевого пуска. Этот пуск,
ставший экзаменом для вновь
сформированных для объекта
"Ангара" подразделений, был
успешно проведен 30 июля 1959 года в
присутствии Главного Маршала
артиллерии М.Неделина и командира
соединения генерала-майора
артиллерии М.Григорьева. Это был
первый пуск ракеты Р-7 серийного
производства.
Завершив обучение первый ракетный
полк прибыл на станцию Плесецкая в
сентябре 1959 года. Вместе
со строителями и наладчиками
боевые расчеты полка приняли
участие в испытаниях стартового
комплекса первой пусковой
установки (площадка 41), а с 1 января
1960 года полк заступил на боевое
дежурство.
С июля по ноябрь 1959 года на Южном
полигоне по аналогичной программе
проходит подготовку 48-я
БСС и 21 ноября также успешно
проводит пуск ракеты. Прибыв к
месту постоянной дислокации, полк
Н.Тарасова заступил на боевое
дежурство 15 апреля 1960 года на
второй пусковой установке
(площадка
16).
Формирование 70-й БСС началась в
г.Камышине Волгоградской области 13
июля 1959 года. Ее
командиром назначается полковник
Г.М.Мерзляков, начальником штаба —
подполковник Г.П.Ухличев.
В начале 1960 года полк Г.Мерзлякова
прибывает на Южный полигон для
практического освоения
техники и проведения
учебно-боевого пуска ракеты Р-7.
Первая стартовая группа этого
полка с оценкой
"отлично" проводит пуск ракеты
4 июня 1960 года и в августе убывает к
месту постоянной дислокации.
Вторая стартовая группа закончила
обучение и, успешно проведя 27
февраля 1961 года учебно-боевой
пуск ракеты, к середине марта
приехала в Плесецк. 15 июля 1961 года
70-я БСС приступила к боевому
дежурству на пусковых установках
№3 и 4 (площадка 43).
В 1961 году боевые стартовые станции
переводятся на боевое дежурство с
ракетами Р-7А, у которых
полностью автономная система
управления.
В конце 1962 года в белорусском
городе Сморгонь подполковником
Я.Е.Сусловым формируется 348-й
отдельный ракетный дивизион,
вооруженный ракетами средней
дальности Р-14. Этот дивизион в 1963
году включается в состав вновь
образуемого ракетно-космического
полигона и в сентябре
перебазируется на новое место
дислокации.
В начало
От боевого соединения
к космодрому
Пока шло строительство
"Ангары", расположенный в
казахских степях Южный полигон
стал
космодромом "Байконур" и
превратился в главные космические
ворота нашей планеты. С его
стартовых
комплексов космические ракеты
выводили на околоземные орбиты
космические аппараты различного
назначения, а автоматические
межпланетные станции изучали Луну,
Венеру и Марс. 12 апреля 1961
года полет Юрия Гагарина на корабле
"Восток" открыл новую Эру
Космонавтики — Эру пилотируемых
космических полетов.
Солидную выгоду обещали
космические программы
исследований природных ресурсов
Земли и
Мирового океана, обеспечение
связью, теле- и радиовещанием
большой территории нашей страны.
Спутники позволяли на качественно
новом уровне решать практические
задачи метеорологии,
навигации и геодезии. На повестке
дня стояли новые научные
эксперименты по исследованию
околоземного пространства и
получению принципиально новых
материалов, которые невозможно
получить в земных условиях.
Космические средства позволяли
повысить эффективность
Вооруженных
Сил и укрепить национальную
безопасность.
Один космодром "Байконур" не
справлялся с решением всех задач,
стоящих перед отечественной
космонавтикой. Поэтому в 1963 году
были приняты два правительственных
решения об использовании
стартовых комплексов "Ангары"
для запусков спутников. В
соответствии с принятыми решениями
к
июню 1964 года были завершены
организационные мероприятия по
преобразованию объекта
"Ангара" в
53-й Научно-исследовательский
испытательный полигон ракетного и
космического вооружений
Министерства обороны СССР, в
составе которого были образованы
Первое управление боевых частей,
Второе управление по испытанию
космических аппаратов и
ракет-носителей и Третье
управление
измерительных средств и
вычислительной техники.
Начальником созданного
ракетно-космического
полигона в апреле 1964 года стал
генерал-майор Галактион Елисеевич
Алпаидзе.
Первое управление возглавил
полковник Г.К.Михеев (начальник
штаба полковник П.Д.Гольцов). В
управление вошли две БСС, несущих
дежурство с ракетами Р-7А и пять
ракетных полков с ракетами Р-
9А, Р-16 и Р-16У.
В состав Второго управления вошли
42-я БСС и сформированная на базе
348-го отдельного ракетного
дивизиона отдельная инженерная
испытательная часть (ОИИЧ).
Командирами первых космических
частей нового космодрома стали
полковники Михаил Дмитриевич Дудин
и Иван Моисеевич Кожемяко.
Начальником "космического"
управления был назначен
полковник-инженер Вениамин
Моисеевич
Эйбшиц. Этим было положено
организационное начало
строительству космодрома
"Плесецк".
В соответствии с
Правительственными решениями в
1963-64 годах началось строительство
монтажно-
испытательных корпусов для
подготовки и наземных испытаний
спутников и космических ракет,
стартовых комплексов для
проведения пусков космических
ракет лёгкого и сверхлёгкого
классов,
созданных из баллистических ракет
средней дальности Р-12 и Р-14.
После снятия с боевого дежурства
42-й БСС и преобразования ее в ОИИЧ, в
марте 1965 года началось
переоборудование стартового
комплекса, расположенного на
площадке 41, для проведения пусков
ракет
космического назначения. К декабрю
работы были закончены и
переоборудованная пусковая
установка
№1 открыла новую страницу в истории
космодрома "Плесецк": 14 и 21
декабря 1965 года состоялись
первые учебные пуски ракет,
проведенные испытательным
ракетно-космическим полигоном,
созданном
на основе объекта "Ангара".
Рождение нового космического порта
планеты Земля — космодрома
"Плесецк" состоялось 17 марта
1966 года, когда в 13 часов 28 минут с
пусковой установки №1 стартовала
ракета-носитель "Восток-2" с
искусственным спутником Земли
"Космос-112" на борту. Прошел год
и новый космодром готовил и
проводил пуски космических ракет
"Восток-2", "Восток-2М",
"Восход", "Космос-2" и
"Космос-3М" с
семью типами космических
аппаратов.
В связи с тем, что новый полигон
решал все более возрастающие
задачи по подготовке и запуску
спутников, для которых была
необходима более мощная
испытательная база, в 1968 году из
состава
Первого управления во Второе была
передана 70-я БСС (пусковые
установки №3 и 4 на площадке 43),
которая была снята с боевого
дежурства и переформирована в ОИИЧ,
а стартовые комплексы
переоборудованы для запусков
спутников.
Одновременно с расширением
количества и типов запускаемых
спутников шел процесс снятия с
боевого дежурства ракетных
комплексов, что постоянно находило
отражение в структурных изменениях
ракетно-космического полигона. В 1974
году на решение космических задач
было перепрофилировано
Первое управление полигона. В его
состав вошли две ОИИЧ. Одна из этих
испытательных частей
продолжала решать задачи по
подготовке и запуску космических
аппаратов легкого класса с помощью
ракет-носителей "Космос-2" и
"Космос-3М". Другая ОИИЧ,
которая была сформирована в 1973 году
для
проведения пусков космических
ракет "Циклон-3".
Во Втором управлении первоначально
оставались две ОИИЧ с задачей
подготовки и запуска
космических аппаратов среднего
класса с помощью ракет-носителей
типа Р-7А ("Восток-2М",
"Восход",
"Молния-М", "Союз"). В 1979
году в составе Второго управления
формируется новая ОИИЧ и
начинается восстановление
пусковой установки №2, стартовое
оборудование которой было
демонтировано в конце шестидесятых
годов и отправлено на космодром
"Байконур" для ремонта
стартового комплекса,
поврежденного в результате
аварийного пуска.
Восьмидесятые годы знаменуются
новыми изменениями в структуре
ракетно-космического полигона.
Из состава Ракетных войск
стратегического назначения
выделяется Главное управление
космических
средств Министерства обороны,
которому в 1982 году передаются
Первое и Второе научно-
испытательные управления и
сформированные в структуре
управления полигона отделов
космической
тематики. Для управления
космическими частями полигона
вводится должность заместителя
начальника полигона — начальника
космических частей.
Первым начальником космических
частей космодрома "Плесецк"
был назначен генерал-майор Борис
Григорьевич Зудин. В последующие
годы эту должность занимали
генералы-майоры Владимир
Яковлевич Рязанцев и Борис
Николаевич Морозов.
Новая организационная структура
космических частей позволила
поднять оперативность решения
задач
применения космических средств, но
она не в полной мере учитывала рост
сложности и объема
решаемых задач. Поэтому в конце
восьмидесятых годов произошло
объединение двух
"космических"
управлений полигона в Центр
испытаний и применения космических
средств. Первым начальником
Центра стал полковник Валерий
Александрович Гринь.
В 1993 году проведены новые
организационные изменения в
структуре космических частей
Центра,
восстановлены Первое и Второе
испытательные управления, а сам
Центр преобразован в Главный центр
испытаний и применения космических
средств, который послужил основой
для Первого космодрома
России — космодрома "Плесецк".
Начальником Главного центра стал
полковник Анатолий Федорович
Овчинников, которому в августе 1993
года присвоено звание
генерал-майор.
11 ноября 1994 года Президентом
Российской Федерации Б.Н.Ельциным
был подписан Указ №2077 о
создании 1-го Государственного
испытательного космодрома МО РФ
(космодром "Плесецк") в составе
Военно-космических сил Этот указ
официально присвоил статус
"космодром" самой оживленной
космической гавани на планете,
откуда почти тридцать лет
выводятся в околоземное
космическое
пространство самые разнообразные
космические аппараты.
В начало
Почему боевое
соединение стало космодромом
В пользу принятия решений о
преобразований боевой воинской
части в испытательный полигон и
космодром послужили три
обстоятельства: техника, люди,
эксплуатирующие эту технику, и
географическое расположение
"Ангары". К этому времени на
Русском Севере были построены,
введены
в эксплуатацию и поставлены на
боевое дежурство пятнадцать
пусковых установок для четырех
типов
баллистических ракет (Р-7А, Р-9А, Р-16 и
Р-16У).
Основным отечественным
космическим носителем в начале
шестидесятых годов была
королёвская
"семерка" — семейство
ракет-носителей, созданных на базе
ракет Р-7 и Р-7А (Ракета Р-7А
отличается
использованием полностью
автономной системы управления, в то
время как для формирования
требуемой траектории полета ракеты
Р-7 требовалось три наземных пункта
радиоуправления. Замена
ракет Р-7 на Р-7А проходила в 1961-62
годах). На "Байконуре" для нее
было построено два стартовых
комплекса, в Плесецке — четыре.
Кроме того, с началом постановки на
боевое дежурство ракет типа Р-
16 было предложено их использовать
для запусков метеорологических
спутников. Позднее, в 1966 году
был разработан проект космического
носителя легкого класса на основе
этих баллистических ракет. Для
проведения пусков этой
ракеты-носителя (прототипа
современного "Циклона-3")
предполагалось
использовать семь пусковых
установок объекта "Ангара".
Немаловажным было и то, что офицеры
и солдаты в ходе эксплуатации
ракетных комплексов "Ангары"
продемонстрировали свою
способность к проведению
самостоятельных исследовательских
и
испытательных работ. С первых дней,
когда начался ввод в строй первой
пусковой установки, перед
ними встала задача по созданию
наиболее рациональной структуры
расчетов, отделений, подразделений
и воинских частей в целом. Кроме
того, необходимо было искать пути
по сокращению объемов
проверок ракеты на всех этапах ее
подготовки к пуску и, как следствие,
сокращению общего времени,
необходимого для проведения пуска
ракеты. Дело в том, что первые
межконтинентальные ракетные
комплексы получились очень
громоздкими и дорогими. Они
требовали для выполнения боевой
задачи
очень большого количества людей и
времени. Например, в 1960 году на
подготовку ракеты Р-7 к пуску
требовалось 12 часов 10 минут при
одновременном участии 281 человека в
составе боевого расчета.
Отработанные на объекте
"Ангара" структуры воинских
подразделений стали стандартными
для полков
и бригад Ракетных войск
стратегического назначения. А
общее время подготовки ракет к
пуску удалось
сократить, в зависимости от типа
ракетного комплекса, от 20 до 36
процентов.
Порой задаётся вопрос: "Почему
для космодрома было выбрано такое
необычное место, расположенное
далеко на севере?" Считается, что
чем ближе к экватору расположено
место запуска космических ракет,
тем большую массу полезного груза
можно вывести на орбиту: при
проведении пуска в восточном
направлении за счет своего
вращения вокруг оси Земля сообщает
ракете дополнительную скорость,
величина которой зависит от широты
точки старта. Чем ближе к экватору,
тем больше эта скорость (Для
"Плесецка" величина этой
дополнительной скорости равна 211
м/с, для "Байконура" — 315 м/с, а
на
экваторе — 465 м/с).
Первоначально объект "Ангара"
не планировалось использовать для
запусков космических аппаратов.
Ее ракетные комплексы должны были
стать противовесом американским
бомбардировщикам с ядерным
оружием на борту. Поэтому
необходимость размещения ракетных
комплексов подальше от южных
границ, вдоль которых строились
американские военно-воздушные
базы, а также недостаточная
дальность стрельбы ракет Р-7
заставляли искать место для
строительства на Севере.
Законы небесной механики таят в
себе немало сюрпризов.
Теоретически спутник может быть
запущен
на любую заданную орбиту с любой
точки земного шара. Дело в том, что
степень влияния вращения
Земли на массу спутника, выводимого
на орбиту, зависит в первую очередь
от величины наклонения
плоскости орбиты спутника к
экватору. Широта точки старта
играет второстепенную роль, влияя в
зависимости от требуемого
наклонения орбиты, на азимут пуска
космической ракеты и выбор
баллистической схемы запуска
космического аппарата.
Географически стартовые комплексы
"Ангары" оказались очень
удачно расположенными.
Баллистические условия проведения
пусков ракет с создаваемого
Северного космодрома позволяли
осуществлять (как по выводимой
массе полезных грузов, так и по
параметрам начальных орбит) все без
исключения космические программы
"Байконура" тех лет, включая
запуски межпланетных станций и
пилотируемые полеты по программам
"Восток" и "Восход".
Расположенный в относительной
близости
от Москвы таежный "Плесецк" по
своим климатическим
характеристикам и сейчас остается
более
предпочтительным для
осуществления полетов человека в
космос, чем "Байконур".
Для решения очень многих
научно-исследовательских и
практических задач необходимо
выводить
спутники на полярные и
околополярные орбиты, а для таких
орбит вращение Земли помогает
одинаково, независимо от места
старта космической ракеты — на
экваторе, в "Байконуре" или
"Плесецке".
Особенностью баллистических ракет,
которые используются для запусков
спутников, является
отделение в полете отработавших
элементов конструкции — ступеней,
головных обтекателей,
хвостовых отсеков и т.п. Для
безопасного падения отделившихся
частей ракет выделяются выделяются
районы падения, которые должны
располагаться в ненаселенной
местности. При проведении пусков
ракет со стартовых комплексов
"Ангары" отработавшие
конструкции падают в необжитых
районах
Крайнего Севера, Сибири и в
акватории морей Северного
ледовитого океана.
Таким образом, Плесецкий район, где
расположился объект "Ангара",
по всем параметрам удовлетворял
всем требованиям к месту запусков
космических объектов. Кроме того,
практически полностью было
завершено создание основной
материально-технической базы и
обеспечивалась надежная связь
вновь
создаваемого космодрома с научными
и производственными центрами
страны.
На уже созданной базе развернулось
строительство
монтажно-испытательных корпусов,
реконструкция
существующих и строительство новых
стартовых комплексов.
Первый пуск ракеты с объекта
"Ангара состоялся 22 октября 1963
года. Это была баллистическая
ракета
Р-16У и первый пуск в Ракетных
войсках из шахтной пусковой
установки, несущей боевое
дежурство.
В декабре 1965 года, после завершения
организационных и технических
мероприятий по созданию
испытательной базы
ракетно-космического полигона,
тишину архангельской тайги вновь
разорвали
грохот уходивших со старта ракет. В
числе этих учебных пусков были и
два пуска ракет Р-7А, в ходе
которых проверялась работа систем
и агрегатов пусковой установки №1,
переоборудованной для
проведения запусков космических
аппаратов.
Первый запуск спутника с объекта
"Ангара" состоялся 17 марта 1966
года. С этого времени началось
активное активное
перепрофилирование грозных боевых
ракетных комплексов на решение
космических
задач. Через год после первого
космического старта космодром
"Плесецк" стал основным местом
запуска автоматических
космических аппаратов не только в
нашей стране, но и во всем мире.